Говорят, что мостовики не согласны с расхожим выражением о двух бедах в России и утверждают, что российские мосты еще большая беда, чем дороги.
Говорят, что мостовики не согласны с расхожим выражением о двух бедах в России и утверждают, что российские мосты еще большая беда, чем дороги. Очевидно, что в то время, когда возникло это апокрифичное выражение, мостов было крайне мало и они не были удостоены упоминания в этой, не потерявшей до сих пор своей актуальности, фразе.
А сколько автодорожных мостов в России сейчас? Доступные в Интернете данные говорят о том, что у нас в стране немногим более 42 тысяч мостов и путепроводов. Из них, каждый девятый мост - деревянный. Остается 38 тысяч железобетонных и металлических мостов, которые, как и дороги бывают федерального значения, региональные и муниципальные. На бюджеты этих уровней и ложится нагрузка по эксплуатации этих мостов. Значительная доля мостов содержится дорожными организациями, которые зачастую рассматривают их как элемент дороги и, в лучшем случае, следят за состоянием проезжей части. Со временем неизбежно появляются отказы в таких элементах, как система водоотвода, деформационные швы, гидроизоляция и само покрытие. А состояние этих элементов напрямую влияет на срок службы несущих конструкций и, поэтому, проведение своевременный ремонта вышеперечисленных конструктивов продлит жизнь всему сооружению.
Очевидно, что ремонтные работы могут быть выполнены качественно только при условии применения современных материалов, специального оборудования и квалифицированных работников.
Деформационные швы – это один из элементов, на состояние которого обращают внимание все водители. Наиболее популярными деформационными швами для мостов с температурными перемещениями пролетных строений до 40 мм являются швы типа «Thorma Joint», разработанные английской фирмой «Prismo». Подобные конструкции швов есть у американской фирмы CRAFCO (шов «Matrix»), российского ООО «НПК СК МОСТ» (шов «Торма-Мост») и прочих, принципиальные отличия которых между собой, пожалуй, только в используемых материалах. Строго соблюдая относительно несложный и понятный технологический регламент по устройству такого шва и применяя рекомендуемые материалы, можно сделать качественный, визуально опрятный и надежный элемент.
При этом, в качестве основных механизмов при устройстве щебеночно-мастичных деформационных швов типа «Thorma Joint», НПФ «Бастион» предлагает использовать плавильно-заливочные установки «Бастион ПЗУ» - для нагрева полимерно-битумной мастики, а для приготовления щебеночно-мастичной смеси – рециклер асфальтобетона «Бастион РАБ».
Приготовление горячей смеси полимерно-битумной мастики и чистого щебня в рециклере не представляет особых сложностей и выполняется в следующей последовательности:
• С помощью загрузочного конуса через люк диаметром 0,5 м в рабочий теплоизолированный барабан загружают исходное сырье;
• Разогрев материалов производится пламенем дизельной горелки во вращающемся со скоростью 2÷7 об/мин барабане. Эффективное перемешивание обеспечивается специальной системой ребер на внутренней поверхности барабана;
• Готовность смеси периодически проверяется визуально, а также бесконтактным инфракрасным термометром при отключенной горелке. Оптимальная температура разогрева смеси - 160÷180ºС;
• Не прекращая вращения, барабан наклоняют, и готовая смесь выгружается в подготовленную для устройства шва штрабу, ковш погрузчика или тачку.
Готовый шов с помощью установки «Бастион ПЗУ» обрабатывается тонким слоем полимерно-битумной мастики и присыпается чистым мелким щебнем.
Практически все конструкции мостовых дорожных одежд имеют в своем составе слои литого асфальтобетона или полимерасфальтобетона. ГОСТ Р 54401-2020 «Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия» утверждает, что «Литая смесь может быть применена в качестве слоя износа, верхнего, нижнего слоя покрытия, выравнивающего слоя или в качестве защитного слоя гидроизоляции мостовых сооружений». Для мостов такие материалы подходят как нельзя лучше, поскольку очень технологичны при укладке и способны самостоятельно набирать необходимую плотность и прочность и не требуют уплотнения ни дорожными катками, ни ручным оборудованием. Литой полимерасфальтобетон выдерживает значительные деформации растяжения и имеет высокое сопротивление износу шипованными шинами. При условии строгого соблюдения технология и температурного режима приготовления и укладки литой полимерасфальтобетон может служить десятки лет.
ГОСТ Р 54401-2020 пунктом 11.1 «Приготовленные смеси литые должны транспортироваться к месту укладки в мобильных кохерах. Не допускается транспортирование смеси литой в автомобилях-самосвалах или иных транспортных средствах…» резко ограничил номенклатуру транспорта для литых смесей.
Кохеры производства ООО «НПФ Бастион» представлены тремя моделями с разным объемом котла - 10м3, 4м3 и 1м3. Отметим, что НПФ «Бастион» является первым и единственным в России производителем кохеров объемом 10 м3. Полезная масса литого асфальта в его бункере составляет 22 тонны!
Такая модель, как нельзя лучше, подходит для работ по строительству и ремонту мостовых дорожных одежд. Конструкция смесителя с мощным редуктором обеспечивает хорошее перемешивание и позволяет сохранить свойства литой асфальтобетонной смеси во время транспортирования. Кохеры «Бастион-ЛА» получили заслуженное признание и пользуются стабильным спросом среди дорожников, позволяя сократить время выполнения дорожных работ, практически исключив ручной труд.
ООО НПФ «Бастион» является одним из удачных примеров того, как отечественные производители укрепляют технологический суверенитет России, осваивая выпуск дорожно-строительной техники, которая ранее только импортировалась в страну.